Сергий Радонежский (в миру Варфоломей, 1314 – 1392) – святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в северной Руси, основатель и игумен Троице-Сергиевой Лавры. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях, церковный и государственный деятель. Активно поддерживал объединительную политику московского князя Дмитрия Донского, которого благословил на Куликовскую битву (1380); Заступник, Хранитель и Водитель русского народа, его духовный воспитатель и строитель его государства. Запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. Строение общины и просвещение. Отказ от митрополичьего сана и ношения на себе ценных металлов. Неутомимость труда. Простота как на верху, так и внизу. Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия.

Н.К.Рерих. Сергий – строитель

Н.К.Рерих. Сергий – строитель

Н.К.Рерих. Сергиева пустынь (Церковь Сергия)

Н.К.Рерих. Сергиева пустынь

(Церковь Сергия)

«Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий Радонежский (по другим данным в 1319 г.). Около 1330 г. родители Сергия, доведённые до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в г. Радонеже (54 версты от Москвы). После их смерти Сергий Радонежский отправился в Хотьково – Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу р. Кончуры посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя св.Троицы. Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, Сергий Радонежский принял в 1337 г. иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и Сергий Радонежский был её вторым игуменом (первый Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая крайнюю нужду во всём необходимом пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия Радонежского дошла даже до Царь-града: патриарх Константинопольский Филфей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схимну и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения метрополита Алексия Сергий Радонежский ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексий перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий Радонежский «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Ивановича. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию Радонежскому, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий Радонежский предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. 25 сентября 1392 г. Сергий Радонежский скончался, а через 30 лет были обретены нетленные его мощи и одежды; в 1452 г. он был причислен к лику святых. Кроме Троице - Сергиева монастыря Сергий Радонежский основал ещё несколько обителей (Благовещенскую на Киржаче, Борисоглебскую близ Ростова, Георгиевскую, Высотскую, Галутвинскую и др.), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в северной Руси».

«…Церковь совершает память преп.Сергия в день его кончины 25 сентября и в день обретения мощей его 5 июля». 

(Агни Йога. Справочник. В 3-х т. /Авторы-составители А.И.Рыженко, Н.Г.Толмачёв. – Х.: Торсинг, 2002.)